Главная » Статьи » Мои статьи |
Калля А.Н. учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №46» г. Чебоксары
Система решений лингвистических задач как средство углубления знаний по русскому языку.
Человеческий язык - чрезвычайно сложное и многообразное явление, выполняющее различные функции в психической и социальной жизни людей. Именно поэтому он допускает изучение во многих аспектах, каждый из которых определяется соответствующими задачами. В школьном преподавании изучение родного языка предстает в виде совокупности правил, усвоение которых обеспечивает в первую очередь правильное и логически стройное владение языком. Это нормативное изучение языка сочетается с другими задачами: ознакомить учащихся с богатством, гибкостью и красотой родного языка. Изучая язык, ребенок одновременно усваивает все богатство знаний, умений и навыков, закрепленных в языке. Однако дело не сводится к их простому, пассивному восприятию. Изучая язык, ребенок вместе с ним осваивает и средство обогащения человеческих знаний, так как знания, каким бы образом они ни приобретались - в трудном и напряженном научном поиске или же в личном житейском событии - они формулируются при посредстве языка. А преобразование вновь добытых знаний в языковую форму или оперирование зафиксированной в языке информацией опять требует ознакомления с „рабочими» возможностями языка, с правилами его употребления. В связи с этим, как мне кажется, преподавание родного языка в гимназии должно иметь научный характер, то есть затрагивать изучение природы и сущности того во многом еще загадочного явления, которое именуется человеческим языком. Каким же образом можно осуществить научный подход в изучении языка? В гимназии это в первую очередь касается классов с углубленным изучением языка. На мой взгляд, одним из средств такого изучения может стать решение лингвистических задач, то есть задач по языкознанию, Решая их, ребята смогут глубже проникнуть в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов русского языка, практически познакомятся с некоторыми из современных методов лингвистического исследования; получат представление об общем языкознании как науке, изучающей основные особенности и закономерности строения и развития языков. Цель таких задач - при помощи специально подобранных заданий способствовать развитию творческого подхода к усвоению языковедческих знаний. Ряд задач нацелен на открытие таких важных лингвистических понятий, как фонема, морфема, согласование и так далее. Задачи должны быть разнообразны по языковому материалу, лингвистическим явлениям и методам решения и затрачивать все основные разделы языка: фонетику (с фонологией), графику (с орфографией), морфологию, синтаксис, семантику. Разумеется, система решения таких задач должна быть направлена от простого к сложному: чем больше знаний у ребят, тем сложнее задачи. Так, например, при изучении раздела „Фонетика» в 5 классе могут быть предложены следующие задачи... | |
Просмотров: 772 | Рейтинг: 1.5/2 |
Всего комментариев: 0 | |