Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Система решений лингвистических задач как средство углубления знаний по русскому языку

                                                                    

 

                                                               Калля А.Н.

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №46» г. Чебоксары

 

 

Система решений лингвистических задач

как средство углубления знаний

                                                  по русскому языку.

                                                                 

Человеческий язык - чрезвычайно сложное и многообразное явление, вы­полняющее различные функции в психической и социальной жизни людей. Имен­но поэтому он допускает изучение во многих аспектах, каждый из которых опре­деляется соответствующими задачами. В школьном преподавании изучение родного языка предстает в виде совокупности правил, усвоение которых обес­печивает в первую очередь правильное и логически стройное владение языком. Это нормативное изучение языка сочетается с другими задачами: ознакомить учащихся с богатством, гибкостью и красотой родного языка.

Изучая язык, ребенок одновременно усваивает все богатство знаний, уме­ний и навыков, закрепленных в языке. Однако дело не сводится к их простому, пассивному восприятию. Изучая язык, ребенок вместе с ним осваивает и сред­ство обогащения человеческих знаний, так как знания, каким бы образом они ни приобретались - в трудном и напряженном научном поиске или же в личном житейском событии - они формулируются при посредстве языка. А преобразо­вание вновь добытых знаний в языковую форму или оперирование зафиксиро­ванной в языке информацией опять требует ознакомления с „рабочими» воз­можностями языка, с правилами его употребления.

В связи  с этим, как мне кажется, преподавание родного языка в гимназии должно иметь научный характер, то есть затрагивать изучение природы и сущ­ности того во многом еще загадочного явления, которое именуется человечес­ким языком.

Каким же образом можно осуществить научный подход в изучении языка? В гимназии это в первую очередь касается классов с углубленным изучением языка. На мой взгляд, одним из средств такого изучения может стать решение лингвистических задач, то есть задач по языкознанию, Решая их, ребята смогут глубже проникнуть в сущность изучаемых в школе фонетических и граммати­ческих законов русского языка, практически познакомятся с некоторыми из со­временных методов лингвистического исследования; получат представление об общем языкознании как науке, изучающей основные особенности и закономер­ности строения и развития языков. Цель таких задач - при помощи специально подобранных заданий способствовать развитию творческого подхода к усвое­нию языковедческих знаний. Ряд задач нацелен на открытие таких важных лингвистических понятий, как фонема, морфема, согласование и так далее.

Задачи должны быть разнообразны по языковому материалу, лин­гвистическим явлениям и методам решения и затрачивать все основные раз­делы языка: фонетику (с фонологией), графику (с орфографией), морфологию, синтаксис, семантику.

Разумеется, система решения таких задач должна быть направлена от про­стого к сложному: чем больше знаний у ребят, тем сложнее задачи.

Так, например, при изучении раздела „Фонетика» в 5 классе могут быть предложены следующие задачи...


продолжение статьи

Категория: Мои статьи | Добавил: albina (13.01.2013)
Просмотров: 772 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: