Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Система работы по формированию общеучебных навыков и умений по русскому языку.

                                                                                

                    Система работы по формированию общеучебных навыков и умений по русскому языку.

 

                                                                                       Калля Альбина Николаевна,

                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                                       МОУ «Гимназия №46» г. Чебоксары.

                                                                                       Адрес: ул. Баумана,4 тел.25-85-01

 

      У каждого опытного учителя есть своя система работы, свои «изюминки» подачи учебного материала, направленные на достижение максимальной  результативности обучения. За много лет работы в школе в качестве учителя русского языка и литературы и я определила для себя, без чего   мой труд не может быть эффективным.

      В моей практике значимую роль играет следующий момент: с  пятого класса и практически до окончания школы каждый ученик ведет  собственноручный «Словарь-справочник по русскому языку», который в итоге дает ему возможность успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Так, экзамен в такой форме сдали уже шесть моих выпусков, и результаты радуют: средний балл -  77 баллов, средняя оценка – 4,8. Как считают мои ученики, иметь такую результативность без особого напряжения перед экзаменами им помогает системная работа по предмету, частью которой является и ведение «Справочника…»  (Следует сказать,  что со всеми своими выпусками я работала с 5 по 11 класс). 

     Что же собой представляет «Справочник…»?

      В пятом классе каждый ученик заводит общую тетрадь, в которой постепенно формируются разделы:  «Словарь корней», «Словарь трудных слов», «Говори правильно», «Схемы, таблицы», «Грамматические нормы» «Средства создания образности». Первый раздел оформляется в пятом – шестом классах (все другие – в ходе изучения всего курса русского языка), так как значимо в начале же курса формировать умение «видеть» структуру слова, определять значение морфем и в первую очередь корня.  Это во многом способствует успешности в работе по предупреждению и устранению одной из самых распространенных ошибок – написание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. При этом обучать следует не на упрощенном материале, не на двух-, трехслоговых словах, а на таком, который обогащает речь школьников, развивает у них способность мыслить, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязь языковых явлений. Поэтому в «Словарь…» включаем достаточно трудные для написания, но в то же время часто употребляемые слова с корнями, в которых, как показывает практика, школьники часто допускают ошибки. В «гнездо» включаются слова различных частей речи, что помогает формировать умение «узнавать в лицо» части речи. Накапливаемые таким образом из урока в урок слова многократно пропускаются через различные виды работ: орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания по морфемному анализу слова.  На основе имеющегося  в «Словаре корней» материала  учащиеся  сами  с удовольствием составляют по памяти словарные диктанты и проводят взаимопроверку…

      Весь теоретический материал по русскому языку вносится в виде опорных схем  в раздел  «Схемы, таблицы» по ходу объяснения нового материала на уроке так, что в конечном варианте образуются блоки по конкретным темам. (Очень удобно  в старших классах: весь нужный для решения тестовых заданий ЕГЭ материал под рукой, осознанно записано самим учеником,  при необходимости повторения, уточнения сведений долго искать ничего не надо, потому что за годы постоянной работы со своими записями ученик хорошо знает, где что у него находится).

     Как составлять схемы? Это творчество самого учителя. Главное, чтобы они были простыми и понятными для учеников.

      Многие могут сказать, что сегодня, в век информационных технологий, существует множество других возможностей сбора материала, что очень много качественной справочной литературы,  что такого рода тетради – «прошлый век»…  Спорить не буду.  Скажу только, что живого общения учителя с учеником никакая техника не заменит, а наш  «Словарь…»  создается именно в ходе живой беседы, активно используется в каждодневной и коллективной, и самостоятельной работе, его несложно носить с собой.   Решая тестовые задания ЕГЭ по русскому языку,   мои ученики не испытывают трудностей, а, бывает, восклицают: «Как хорошо, что материал для повторения подзабытого есть в справочнике!»   К тому же, имея опыт создания  своего справочного материала, в старших классах  учащиеся хорошо ориентируются в том, в каких   источниках  им следует искать дополнительную информацию по тому или иному разделу русского языка.

  

Категория: Мои статьи | Добавил: albina (13.01.2013)
Просмотров: 1136 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: