Главная » Статьи » Мои статьи |
«EXCELSIOR-2010» Секция МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Чудотворные иконы храмов Чувашии Танева Мария, МОУ «Гимназия №46» г.Чебоксары,11 класс Научный руководитель: Калля Альбина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №46» г. Чебоксары
Чудо выходит за рамки повседневной жизни. Его нельзя ни определить, ни вычислить. Говоря о чудотворных иконах, нужно сразу оговориться - любая икона по сущности своей чудотворна, если у нас хватает веры, чтобы это заметить. В Церкви известны чтимые иконы, с некоторыми иконами происходит чудо мироточения и осветления, бывает, что иконы плачут слезами и кровью. Все это - чудеса. Однако, по преданию, за некоторыми иконами издавна закрепилась слава "чудотворных" - иногда по чудесному их обретению, иногда по чудесам и исцелениям, связанным с ними. Некоторые из них были обретены при чудесных обстоятельствах, некоторые написаны святыми, некоторые найдены по видениям и снам. Всех их объединяет одно - неизъяснимым путем они откликаются на наши просьбы и молитвы; спасают, приходят на помощь и исправляют, когда такое спасение уже кажется не в людской власти. С каждой чудотворной иконой связаны десятки подобных историй. Чудеса от них продолжают совершаться по сей день. Есть много книг, подробно описывающих чудотворные иконы, рассказывающие их истории и чудеса, от них происходящие - но, к сожалению, они либо очень выборочны, либо, в основном, рассказывают об иконах, которые уже утрачены. В интернете ведётся работа по сбору информации о чудотворных иконах, находящихся не только на территории России, но и в ближнем и дальнем зарубежье: создан большой список с указанием местонахождения Храмов, наличествующих в них чудотворных икон [11].Но сведений по Чувашской и Чебоксарской Епархии в ней нет. Цель моей работы - собрать в один список информацию о чудотворных иконах, существующих и чудотворящих сегодня на территории Чувашии. Такой список на данный момент отсутствует. Для достижения цели решить следующие задачи: 1) изучить имеющуюся по теме научную литературу и архивные материалы СМИ; 2)встретиться со священнослужителями чебоксарских храмов и получить интересующую информацию; 3) собрать и изучить сведения о наиболее известных досточтимых иконах и церковных памятниках Чувашии, выяснить, чем они отличаются от многих других святынь, какую ценность представляют с точки зрения истории и культуры, объединить их в рамках одной исследовательской работы (каковая на сегодняшний день отсутствует) и представить широкой публике. Тема исследования актуальна: к вопросам духовности, веры как к истокам нравственности сегодня государство и общество обращают особое внимание, но информации, доступной для широких слоёв общества, особенно молодёжи, которая желает узнать больше, к примеру, о тех же многочисленных иконах, недостаточно, так как многие годы мы были оторваны от православной культуры. Ценность работы Во Введенском соборе г. Чебоксары [1, 120] находятся четыре особочтимые чудотворные иконы.
Первая - икона Божий Матери Владимирской (образ в киоте), написанная в XVI в., украшена серебряной позолоченной ризой, находится по левую сторону Царских врат. По преданию, это дар архиепископа Казанского Чудотворца Гурия. Следующая икона – икона Спасителя, также, по преданию, подарена собору митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном. Образ, как тому свидетельствует надпись на киоте, возложена в лета 1209 от рождения Иисуса Христа. Образ находится в серебряном окладе с маргаритом (хрупкая слюда), украшен и написан в честь двунадесятых праздников. Третья по счету особо чтимая икона в Введенском соборе – вылитый образ Смоленской Богоматери, украшенный мощами разных божьих угодников, подарена митрополитом Тихоном. В свою очередь митрополиту Тихону она была преподнесена в 1687 году грузинским царем Арчилом. Четвертая икона – икона с мощами Казанских Чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа. По преданию, чебоксарцы отправили выборщиков в Казань просить частей мощей святых угодников. Желание их было выполнено. Часть святых мощей находится в серебряных ковчежцах, что вложены в икону, на которой изображены святые Казанские Чудотворцы Гурий, Варсанофий и Герман. В духовном регламенте Русской православной церкви XVII в. отмечалось: «Архиереи для вспоможения церквей убогих, или новых построений, повелевали происковать явления иконы в пустыне или при источнике и икону оную самое обретение свидетельствовать быти чудотворную. Смотреть должен епископ о оны, дабы не волочились беспутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено было, дабы иконы святые ложных чудес не вымышлено». Такие иконы являлись и на территории Чувашии. Одна из них - икона Божией Матери Казанской Ключевской пустыни Алатырского уезда. Это иконописная работа на линовой доске (высота 6,5, а ширина 5,5 вершка), находилась в медном позолоченном киоте, в 1803 г. была помещена в серебряный, позолоченный киот. Такие же иконы были при церквах в Чемееве., Ишаках, Малых Шатьмах. Особой известностью пользуется икона Божией Матери Тихвинского Цивильского Троицкого собора. Это икона греческого письма, на простой деревянной с выемкой доске в высоту 1 аршин и 14,5 вершком, в ширину 1 аршин и 7 вершков, на иконе два венца и риз серебряной и позолоченной чеканки, в венцах две короны, убранные простыми разноцветными камнями. По преданию, явилась со времени чудесного избавления города от осады Степаном Разиным. Исторические материалы свидетельствуют, что «жители города, в продолжение двух недель отражавшие нападения, наконец, по истощении жизненных припасов, решились было оставить город и бежать в соседственный город Чебоксары». Однако в ночь на 17 октября цивильской вдовице Иулании Васильевой «сподобилось явление от образа Божией Матери, местного в иконостасе Троицкого собора». Божия Матерь обещала защиту и сообщила, что мятежники город не возьмут. Жителям было повелено после снятия осады «построить во имя Ея монастырь за городом, близ Стрелецкого луга, между реками большим и малым Цивилями и болотами». Слова Богоматери исполнились - на следующий день нападавшие «поражены были слепотой, вследствие которой в их лагере появилось междоусобие, и они стали истреблять друг друга». Затем отступившие враги были разгромлены. В 1675 году на месте, указанном самой Богородицей, цивильским стрельцом С.Рязановым была возведена деревянная церковь Вознесения Господня с приделом во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Впоследствии икона прославилась далеко за пределами Чувашии. «По сей день многочисленные верующие из Чувашии и из других регионов России посещают Тихвинскую обитель, чтобы помолиться перед святыней. Ежегодно 9 июля отмечается престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери, которая является покровительницей Цивильска» [15]. Непримиримое противоречие между старой и новой верой, которое имеют в виду большинство историков, касаясь вопроса христианства чувашей, кажется не столь уж острым при изучении памятников церковной скульптуры. Активного неприятия её среди населения никогда не было. «Бог сотворил 77 языков и 77 вер и определил им быть равными»,- говорили чуваши. Еще одной причиной этого является восприятие православия на бытовом уровне, без углубления в догматические его основы. «… Долгое время [8, 16] чуваш не сознавал противоположности между обеими верами: внешние обряды той или другой веры он безразлично исполнял, потому что, единственно, что считал это средством к достижению корыстных материальных целей… Молясь в случае нужды богам языческим, он молился и богу христианскому». Очень важно отметить, что среди особо почитаемых православных святынь у чувашей, резных икон было чуть ли не больше, чем живописных. Сведения я о них мы находим у В.Магницкого, Г.Демьянова и др. Почитание их продолжалось в течение всего христианского периода в истории чувашей, несмотря на многочисленные указы Святейшего Синода о запрещении их в церквах. Созданная для храмов и часовен, резная икона была частью целого ансамбля с явно выраженной теологической программой. Этот ансамбль включал в себя архитектуру, живопись, скульптуру, само богослужение, пение и строился по строгим канонам. Но восприятие отдельной резной иконы, особенно чудотворной и почитаемой, становилось постепенно идолопоклонническим. «Основная масса чувашских крестьян, принявших православие, видело в иконе не лик Божий, а непосредственно самого Бога» [6, 38]. И Бог этот был скорее языческим, чем абстрактным христианским Богом. Он жил на земле, был очеловечен со всеми присущими ему качествами, с ним обращались подчас как с живым существом. Ярким примером здесь как раз является Николай Можайский, которого чуваши так и называли – Микул Турă. Это святой, которого одевали в настоящие, иногда очень дорогие священнические одежды и обувь. Большая часть жертвоприношений доставалась именно ему, и сила авторитета этого святого была так велика, что поклонялись ему не только крещеные, но и оставшиеся в старой вере чуваши. Предметом настоящего исследования является редчайший памятник церковного искусства XVI века – дошедший до нашего времени скульптурный (резной деревянный) образ Николы Можайского. Это одна из наиболее почитаемых святынь Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах. О времени появления в Чебоксарах статуи Николы Можайского в исторических документах упоминания нет, но о привозе в города Среднего Поволжья в ХVI столетии образов этого самого почитаемого и, пожалуй, самого распространенного святого говорится неоднократно. Центром резного искусства в середине ХVI века стала Москва с близлежащими городами и монастырями. Своих же мастеров, имеющих такой высокий уровень в создании христианской скульптуры, тем более иконописцев, в Чувашии в то время не было. Появление статуи Николы Можайского в отдаленных от Москвы краях было, конечно, единичным случаем. Среди чувашского народа эта скульптура приобретает со временем статус чудотворной иконы и понимается как само божество, а не его изображение, что характерно именно для языческих религий. Своеобразие этого культа замешано на взаимодействии старой и вновь насаждаемой религий, а сакральное значение икон теряет свою христианскую основу. Почитание её получает бытовую окраску. Рассматриваемый памятник не раз отмечается в архивных документах: церковных описях и летописях, приходно-расходных книгах. Не оставили его без внимания известные исследователи дореволюционного периода. Кроме В. Сбоева, о скульптуре упоминает В. Магницкий: «При Троицком монастыре… чтится чувашами резное из дерева изображение Николая Чудотворца, в рост человека, известное у русских под названием Никола, пилены ноги. Такие изображения в предупреждение кощунства воспрещается употреблять…, но описываемое в Чебоксарах стоит, открыто, и даже в известные дни носится в числе икон по подгорным деревням. Изображение это чтится и жителями Чебоксар. В детстве… мне не раз доводилось слышать рассказы, будто изображение это высечено из камня и приплыло в Чебоксары по Волге против течения воды. По словам чебоксарского корреспондента «Голоса», к этому изображению сходятся судиться». Упоминание о судебных разборах встречается и в других свидетельствах современников. Что касается «пиленых ног», то существовала распространенная среди народа легенда, описанная Г.Демьяновым в путеводителе по Волге нижегородского издания 1910 года: «В Троицком монастыре находится образ Николая Чудотворца, особо почитаемый местными народностями. Клятва перед этим образом нередко разрешает споры и гражданские процессы даже инородцев. Сохранилось предание, что настоятель монастыря, получив указ об изъятии образов, имеющих вид статуи и выпуклое изображение, перенес образ в отдаленную часовню, в дверь которой не входил образ. Тогда настоятель распорядился обрубить нижнюю часть. Приказ был исполнен, но у настоятеля навсегда отнялись ноги». Действительно, стопы ног статуи, видневшиеся из-под длинных одежд, отпилены, но когда – неизвестно. В более ранних документах это событие не отмечено. Сегодня состояние древнего памятника вызывает серьезную тревогу. Приехавшие в 1977 году из этого центра специалисты нашли её в катастрофическом состоянии, и дирекция Художественной галереи (ныне Художественный музей), где находилась статуя с 1951 года, приняла решение за неимением реставраторов в республике, отправить её на реставрацию в Москву. Сама основа скульптуры – дерево – была изъедена жучком-древоточцем по всему объему, местами до трухи. Только укрепление основы, когда обрабатывался специальным составом каждый проложенный жучком ход, заняло несколько лет работы реставраторов. Много работы было и с красочной поверхностью. Большие утраты дерева, ожоги, потертости, царапины и кракелюры на живописном слое очень исказили древнее письмо, хотя оно не утрачено полностью и оставляет сильное впечатление своим колористическим благородством и строгой графичностью. В 1996 году скульптура Николая Можайского была привезена из Москвы и возвращена в Свято-Троицкий мужской монастырь. Событие это было приурочено приезду Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на празднование Дня Республики. Этот древний скульптурный памятник по сей день хранится там. В работе «Чудотворные иконы в храмах Чувашии» мною собраны в единый список и рассмотрены отдельно наиболее известные среди верующих памятники православной культуры, находящиеся на территории нашей Республики. В ходе работы, кроме анализа литературы, были изучены хранящиеся в архивах чебоксарских храмов документы, проведён ряд встреч со священнослужителями (с игуменом о.Василием Свято-Троицкого мужского монастыря, с настоятелем Введенского Кафедралього собора протоиереем Геннадием), братией Свято-Троицкого мужского монастыря, с прихожанами. Так мне удалось узнать, что на территории нашего края, в том числе и в храмах г. Чебоксары, немало так называемых особочтимых «чудотворных» икон. К сожалению, имена мастеров икон нам неизвестны, но в том, что они являют собой, кроме как святыня, древние памятники искусства, сомневаться не приходится. Новизна полученных результатов состоит в том, что в работе впервые собраны и обобщены сведения как об иконах, так и о церковных скульптурных памятниках, которые находятся на территории Республики и представляют огромный интерес не только для жаждущих прикоснуться к чудодейственной силе веры, но и для любого человека, интересующегося культурным наследием своего народа. В связи с тем, что в этом году в школах нашей Республики вводится в учебный план новый предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики», материалы данной работы имеют практическое значение: могут быть использованы как учителями, так и учащимися на уроках по указанному предмету в качестве дополнительного материала. Она может быть полезной для всех интересующихся вопросами культуры родного края, в том числе учеников школ нашей Республики на курсах «Культура родного края», « Мой город». Конечно же, претендовать на полноту единого списка не могу, но основная цель, считаю, достигнута. Сегодня, когда открыта дорога к храму, каждый из нас в трудные минуты жизни может прийти туда, помолиться, попросить помощи Божьей и надеяться, что он не останется неуслышанным. Те же, кто хочет прикоснуться к истории своего народа, познакомиться с достопримечательностями родного края, найдут возможность расширить свои знания, отправляясь по указанным в работе адресам. Литература
| |
Просмотров: 5293 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 1.5/4 |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||