Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Чудотворные иконы храмов Чувашии

«EXCELSIOR-2010»

Секция МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Чудотворные иконы храмов Чувашии

Танева Мария,  МОУ «Гимназия №46» г.Чебоксары,11 класс

Научный руководитель:

Калля Альбина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ  «Гимназия №46» г. Чебоксары

 

          Чудо выходит за рамки повседневной жизни. Его нельзя ни определить, ни вычислить. Говоря о чудотворных иконах, нужно сразу оговориться - любая икона по сущности своей чудотворна, если у нас хватает веры, чтобы это заметить. В Церкви известны чтимые иконы, с некоторыми иконами происходит чудо мироточения и осветления, бывает, что иконы плачут слезами и кровью. Все это - чудеса. Однако, по преданию, за некоторыми иконами издавна закрепилась слава "чудотворных" - иногда по чудесному их обретению, иногда по чудесам и исцелениям, связанным с ними. Некоторые из них были обретены при чудесных обстоятельствах,   некоторые написаны святыми, некоторые найдены по видениям и снам. Всех их объединяет одно - неизъяснимым путем они откликаются на наши просьбы и молитвы; спасают, приходят на помощь и исправляют, когда такое спасение уже кажется не в людской власти. С каждой чудотворной иконой связаны десятки подобных историй.  Чудеса от них продолжают совершаться по сей день.

          Есть много книг, подробно описывающих чудотворные иконы, рассказывающие их истории и чудеса, от них происходящие - но, к сожалению, они либо очень выборочны, либо, в основном, рассказывают об иконах, которые уже утрачены. В интернете   ведётся работа по сбору информации о  чудотворных иконах,  находящихся не только  на территории России, но и в ближнем и дальнем зарубежье: создан большой список  с указанием местонахождения Храмов,  наличествующих в них чудотворных икон [11].Но сведений по Чувашской и Чебоксарской Епархии  в ней нет.

 Цель моей работы - собрать в один список информацию о чудотворных иконах, существующих и чудотворящих сегодня на территории Чувашии. Такой список на данный момент отсутствует.  Для достижения цели решить следующие задачи: 1) изучить  имеющуюся по теме научную литературу и архивные материалы СМИ; 2)встретиться  со священнослужителями чебоксарских храмов и получить интересующую информацию; 3) собрать и изучить сведения о наиболее известных досточтимых иконах и церковных памятниках Чувашии, выяснить, чем они отличаются от многих других святынь, какую ценность представляют с точки зрения истории и культуры, объединить их в рамках одной исследовательской работы (каковая на сегодняшний день отсутствует) и представить широкой публике. Тема исследования актуальна: к вопросам духовности, веры как к истокам нравственности сегодня государство и общество обращают особое внимание,  но информации, доступной для широких слоёв общества, особенно молодёжи, которая желает узнать больше, к примеру, о тех же многочисленных иконах, недостаточно, так как многие годы мы были оторваны от  православной культуры. Ценность работы    

Во Введенском соборе г. Чебоксары [1, 120] находятся четыре особочтимые чудотворные иконы.

  

Первая - икона Божий Матери Владимирской (образ в киоте), написанная в XVI в., украшена серебряной позолоченной ризой, находится по левую сторону Царских врат. По преданию, это дар архиепископа Казанского Чудотворца Гурия.  

 Следующая икона – икона Спасителя, также, по преданию, подарена собору митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном. Образ, как тому свидетельствует надпись на киоте, возложена в лета 1209 от рождения Иисуса Христа. Образ находится в серебряном окладе с маргаритом (хрупкая слюда), украшен и написан в честь двунадесятых праздников. 

Третья по счету особо чтимая икона в Введенском соборе – вылитый образ Смоленской Богоматери, украшенный мощами разных божьих угодников, подарена митрополитом Тихоном. В свою очередь митрополиту Тихону она была преподнесена в 1687 году грузинским царем Арчилом.

Четвертая икона – икона с мощами Казанских Чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа. По преданию, чебоксарцы отправили выборщиков в Казань просить частей мощей святых угодников. Желание их было выполнено. Часть святых мощей находится в серебряных ковчежцах, что вложены в икону, на которой изображены святые Казанские Чудотворцы Гурий, Варсанофий и Герман.

 В духовном регламенте Русской православной церкви XVII в. отмечалось: «Архиереи для вспоможения церквей убогих, или новых построений, повелевали происковать явления иконы в пустыне или при источнике и икону оную самое обретение свидетельствовать быти чудотворную. Смотреть должен епископ о оны, дабы не волочились беспутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено было, дабы иконы святые ложных чудес не вымышлено».

Такие  иконы являлись и на территории Чувашии. Одна из них - икона Божией Матери Казанской Ключевской пустыни Алатырского уезда. Это  иконописная работа на линовой доске (высота 6,5, а ширина 5,5 вершка), находилась в медном позолоченном киоте, в 1803 г. была помещена в серебряный, позолоченный киот. Такие же иконы были при церквах в Чемееве., Ишаках, Малых Шатьмах.

Особой известностью пользуется икона Божией Матери Тихвинского Цивильского Троицкого собора. Это икона греческого письма, на простой деревянной с выемкой доске в высоту 1 аршин и 14,5 вершком, в ширину 1 аршин и 7 вершков, на иконе два венца и риз серебряной и позолоченной чеканки, в венцах две короны, убранные простыми разноцветными камнями. По преданию, явилась со времени чудесного избавления города от осады Степаном Разиным. Исторические материалы свидетельствуют, что «жители города, в продолжение двух недель отражавшие нападения, наконец, по истощении жизненных припасов, решились было оставить город и бежать в соседственный город Чебоксары». Однако в ночь на 17 октября цивильской вдовице Иулании Васильевой «сподобилось явление от образа Божией Матери, местного в иконостасе Троицкого собора». Божия Матерь обещала защиту и сообщила, что мятежники город не возьмут. Жителям было повелено после снятия осады «построить во имя Ея монастырь за городом, близ Стрелецкого луга, между реками большим и малым Цивилями и болотами». Слова Богоматери исполнились - на следующий день нападавшие «поражены были слепотой, вследствие которой в их лагере появилось междоусобие, и они стали истреблять друг друга». Затем отступившие враги были разгромлены. В 1675 году на месте, указанном самой Богородицей, цивильским стрельцом С.Рязановым была возведена деревянная церковь Вознесения Господня с приделом во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Впоследствии икона прославилась далеко за пределами Чувашии. «По сей день многочисленные верующие из Чувашии и из других регионов России посещают Тихвинскую обитель, чтобы помолиться перед святыней.  Ежегодно 9 июля отмечается престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери, которая является покровительницей Цивильска» [15].

             Непримиримое противоречие между старой и новой верой, которое имеют в виду большинство историков, касаясь вопроса христианства чувашей, кажется не столь уж острым при изучении памятников церковной скульптуры. Активного неприятия её среди населения никогда не было. «Бог сотворил 77 языков и 77 вер и определил им быть равными»,- говорили чуваши. Еще одной причиной этого является восприятие православия на бытовом уровне, без углубления в догматические его основы.    

«… Долгое время [8, 16]  чуваш не сознавал противоположности между обеими верами: внешние обряды той или другой веры он безразлично исполнял, потому что, единственно, что считал это средством к достижению корыстных материальных целей… Молясь в случае нужды богам языческим, он молился и богу христианскому». Очень важно отметить, что среди особо почитаемых православных святынь у чувашей, резных икон было чуть ли не больше, чем живописных. Сведения я о них мы находим    у В.Магницкого, Г.Демьянова и др. Почитание их продолжалось в течение всего христианского периода в истории чувашей, несмотря на многочисленные указы Святейшего Синода о запрещении их в церквах.      Созданная для храмов и часовен, резная икона была частью целого ансамбля с явно выраженной теологической программой. Этот ансамбль включал в себя архитектуру, живопись, скульптуру, само богослужение, пение и строился по строгим канонам. Но восприятие отдельной резной иконы, особенно чудотворной и почитаемой, становилось постепенно идолопоклонническим. «Основная масса чувашских крестьян, принявших православие, видело в иконе не лик Божий, а непосредственно самого Бога» [6, 38]. И Бог этот был скорее языческим, чем абстрактным христианским Богом. Он жил на земле, был очеловечен со всеми присущими ему качествами, с ним обращались подчас как с живым существом. Ярким примером здесь как раз является Николай Можайский, которого чуваши так и называли – Микул Турă. Это святой, которого одевали в настоящие, иногда очень дорогие священнические одежды и обувь. Большая часть жертвоприношений доставалась именно ему, и сила авторитета этого святого была так велика, что поклонялись ему не только крещеные, но и оставшиеся в старой вере чуваши.

Предметом настоящего исследования является редчайший памятник церковного искусства XVI века – дошедший до нашего времени скульптурный (резной деревянный) образ Николы Можайского. Это одна из наиболее почитаемых святынь Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах. О времени появления в Чебоксарах статуи Николы Можайского в исторических документах упоминания нет, но о привозе в города Среднего Поволжья в ХVI столетии образов этого самого почитаемого и, пожалуй, самого распространенного святого говорится неоднократно.

     Центром резного искусства в середине ХVI века стала Москва с близлежащими городами и монастырями. Своих же мастеров, имеющих такой высокий уровень в создании христианской   скульптуры, тем более иконописцев, в Чувашии в то время не было. Появление статуи Николы Можайского в отдаленных от Москвы краях было, конечно, единичным случаем.  Среди чувашского народа эта скульптура приобретает  со временем статус чудотворной иконы и понимается как само божество, а не его изображение, что характерно именно для языческих религий. Своеобразие этого культа замешано на взаимодействии старой и вновь насаждаемой религий, а сакральное значение икон теряет свою христианскую основу. Почитание её получает бытовую окраску. Рассматриваемый памятник не раз отмечается в архивных документах: церковных описях и летописях, приходно-расходных книгах. Не оставили его без внимания известные исследователи дореволюционного периода. Кроме В. Сбоева, о скульптуре упоминает В. Магницкий: «При Троицком монастыре… чтится чувашами резное из дерева  изображение Николая Чудотворца, в рост человека, известное у русских под названием Никола, пилены ноги. Такие изображения в предупреждение кощунства воспрещается употреблять…, но описываемое в Чебоксарах стоит, открыто, и даже в известные дни носится в числе икон по подгорным деревням. Изображение это чтится и жителями Чебоксар. В детстве… мне не раз доводилось слышать рассказы, будто изображение это высечено из камня и приплыло в Чебоксары по Волге против течения воды. По словам чебоксарского корреспондента «Голоса», к этому изображению сходятся судиться». Упоминание о судебных разборах встречается и в других свидетельствах современников. Что касается «пиленых ног», то существовала распространенная среди народа легенда, описанная Г.Демьяновым в путеводителе по Волге нижегородского издания 1910 года: «В Троицком монастыре находится образ Николая Чудотворца, особо почитаемый местными народностями. Клятва перед этим образом нередко разрешает споры и гражданские процессы даже инородцев. Сохранилось предание, что настоятель монастыря, получив указ об изъятии образов, имеющих вид статуи и выпуклое изображение, перенес образ в отдаленную часовню, в дверь которой не входил образ. Тогда настоятель распорядился обрубить нижнюю часть. Приказ был исполнен, но у настоятеля навсегда отнялись ноги». Действительно, стопы ног статуи, видневшиеся из-под длинных одежд, отпилены, но когда – неизвестно. В более ранних документах это событие не отмечено.

        Сегодня состояние древнего памятника вызывает серьезную тревогу.  Приехавшие в 1977 году из этого центра специалисты нашли её в катастрофическом состоянии, и дирекция Художественной галереи (ныне Художественный музей), где находилась статуя с 1951 года, приняла решение за неимением реставраторов в республике, отправить её на реставрацию в Москву. Сама основа скульптуры – дерево – была изъедена жучком-древоточцем по всему объему, местами до трухи. Только укрепление основы, когда обрабатывался специальным составом каждый проложенный жучком ход, заняло несколько лет работы реставраторов. Много работы было и с красочной поверхностью. Большие утраты дерева, ожоги, потертости, царапины и кракелюры на живописном слое очень исказили древнее письмо, хотя оно не утрачено полностью и оставляет сильное впечатление своим колористическим благородством и строгой графичностью. В 1996 году скульптура Николая Можайского была привезена из Москвы и возвращена в Свято-Троицкий мужской монастырь. Событие это было приурочено приезду Святейшего Патриарха Московского и  Всея Руси Алексия II на празднование  Дня Республики. Этот древний скульптурный памятник по сей день хранится там.

        В  работе «Чудотворные иконы в храмах Чувашии» мною собраны в единый список и  рассмотрены отдельно наиболее известные среди верующих памятники православной культуры, находящиеся на территории нашей Республики.  В ходе работы, кроме анализа литературы, были изучены хранящиеся в архивах чебоксарских храмов документы, проведён ряд встреч со священнослужителями (с игуменом о.Василием Свято-Троицкого мужского монастыря,   с настоятелем Введенского Кафедралього собора протоиереем Геннадием), братией Свято-Троицкого мужского монастыря, с прихожанами. Так мне удалось узнать, что  на территории нашего края, в том числе и в храмах г. Чебоксары, немало так называемых особочтимых  «чудотворных» икон. К сожалению, имена мастеров икон  нам неизвестны, но в том, что они являют собой, кроме как святыня, древние памятники искусства, сомневаться не приходится. Новизна полученных результатов состоит в том, что в работе впервые собраны и обобщены сведения  как об иконах, так и о церковных скульптурных памятниках, которые находятся на территории Республики и представляют огромный интерес не только для жаждущих прикоснуться к чудодейственной силе веры, но и для любого человека, интересующегося культурным наследием своего народа.  В связи с тем, что в этом году в школах нашей Республики вводится в учебный план новый предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики», материалы данной работы имеют  практическое значение: могут быть использованы как учителями, так и учащимися на уроках по указанному предмету в качестве дополнительного материала. Она может быть полезной для всех интересующихся вопросами культуры родного края, в том числе учеников школ нашей Республики на курсах «Культура родного края», « Мой город». Конечно же, претендовать на полноту единого списка не могу, но основная цель, считаю, достигнута. Сегодня, когда открыта дорога к храму, каждый из нас в трудные минуты жизни может прийти туда, помолиться, попросить помощи Божьей  и надеяться, что он не останется неуслышанным. Те же, кто хочет прикоснуться к истории своего народа, познакомиться с достопримечательностями родного края, найдут возможность расширить свои знания, отправляясь по указанным в работе адресам.

                                                                           Литература

  1. Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии. Чебоксары. 1995
  2. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Историко-энтографические очерки. Чебоксары. 1959
  3. Демьянов Г.П. Волга. Путеводитель. Нижний Новгород: Изд. Бреева, 1910
  4. Клибанов А.И. Теоретические проблемы исследования религиозного синкретизма. Проблемы религиозного синкретизма и развития атеизма в Чувашской АССР. Чебоксары. 1978
  5. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань. 1881
  6. Мордвинова А.И. К вопросу об атрибуции Введенского собора в Чебоксарах. Чувашское искусство. Вып. III. Чебоксары. 1997
  7. Некрасова А.И. Скульптура Николая Можайского. РГАЛИ. Ф. 2039. Оп. 1. Ед.хр. 21. Л. 30
  8. Никольский Н.В. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI-XVIII веках. Исторический очерк. Казань. 1912
  9. Сбоев В. Исследования об инородцах Казанской губернии. Казань. 1856
  10. Шахачева В.М. Иконографический репертуар храмовой деревянной скульптуры Арзамасского уезда по описанию сер.  XIX в. (Опыт систематизирования).Древнерусская скульптура. Вып. II. M. 1993
  11. http://www.aquarium.ru/misc/icons/index.html
  12. http://chuvashia.rfn.ru/rnews.html?id=3069&cid=7
  13. http://www.regnum.ru/news/1077337.html  
  14. http://www.chrab.chel.su/archive/02-03-06/5/A107017.DOC.html  
  15. http://sobory.ru/article/index.html?object=05010
  16. http://www.businesschr.ru/?do=catalog&cat=240&cid=2257
Категория: Мои статьи | Добавил: albina (13.01.2013)
Просмотров: 5293 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 1.5/4
Всего комментариев: 3
3 Aplusmig  
0
Уважаемые заказчики, рады сказать вам о начале оптовой продажи шин KORYO 10.00R20, 295/60R22.5, 315/60R22.5 и 9.00R20.

- Мы продаём шины известных производителей и различных размеров, для покупки оптовой партии.
- Шины проходят строгий контроль качества, что обеспечивает производительность и безопасность при эксплуатации.
- Предлагаем низкие оптовые цены, которые дадут возможность вам сэкономить средства при покупке интересующих партий.

В не зависимости от того, требуется ли шина для региональной езды, дельнемагистральной езды или работ на мягком грунте, мы готовы предложить вам взаимовыгодные условия при покупке шин оптом.

Свяжитесь с нами уже сегодня, чтобы получить больше информации о нашей оптовой продаже шин.

<a href=https://asiancatalog.ru>Оптовая продажа шин и дисков</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Шины для легковых автомобилей KAPSEN</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Шины для грузовых автомобилей APLUS</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Шины для спецтехники SUPERHAWK</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Индустриальные шины COMPASAL</a>

Мы осуществляем доставку в город Энгельс, Петрозаводск, Тольятти или в любой другой город России.

Оптовая продажа шин и дисков в России и СНГ!
Мы поможем вам с выбором шин и дисков. Свяжитесь с нами по телефону или другим удобным способом для получения консультации.

Тел. +79644340397 (WhatsApp, Telegram, WeChat)

Эл.почта info@asiancatalog.ru

2 ppu-prof_Pt  
0
Наша группа квалифицированных мастеров завершена предлагать вам актуальные системы утепления, которые не только предоставят надежную протекцию от зимы, но и подарят вашему собственности современный вид.
Мы эксплуатируем с современными средствами, сертифицируя долгосрочный термин службы и отличные результирующие показатели. Изоляция фасада – это не только экономия энергии на отоплении, но и трепет о окружающей природе. Спасательные технологии, какие мы осуществляем, способствуют не только своему, но и сохранению природы.
Самое центральное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Стоимость утепления фасада</a> у нас составляет всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое изменит ваш дом в реальный приятный район с минимальными затратами.
Наши труды – это не только изолирование, это постройка территории, в где каждый член отразит ваш собственный стиль. Мы примем все ваши запросы, чтобы преобразить ваш дом еще больше удобным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте занятия о своем жилище на потом! Обращайтесь к специалистам, и мы сделаем ваш обиталище не только теплее, но и более элегантным. Заинтересовались? Подробнее о наших проектах вы можете узнать на сайте компании. Добро пожаловать в мир комфорта и уровня.

1 ppu-prof_dok  
0
Забота о вашем доме - это забота о вашем комфорте. Теплоизоляция стен - это не только изысканный облик, но и обеспечение тепла в вашем уголке спокойствия. Наша команда, наши мастера, предлагаем вам переделать ваш дом в идеальное место для жизни.
Наши работы - это не просто утепление, это творческий подход к каждому деталю. Мы нацелены на совершенному сочетанию между стилем и полезностью, чтобы ваше жилье стало не только уютным, но и великолепным.
И самое существенное - доступные расценки! Мы уверены, что качественные услуги не должны быть дорогим удовольствием. <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление дома снаружи услуги</a> начинается всего от 1250 руб/кв. метр.
Использование современных технологий и высококачественных материалов позволяют нам создавать утепление, обеспечивающее долговечность и надежность. Позабудьте о холоде стен и дополнительных затратах на отопление - наше утепление станет вашим надежным щитом от холода.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://www.ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте на потом заботу о удовольствии в вашем доме. Обращайтесь к специалистам, и ваше жилье станет настоящим художественным творчеством, которое принесет вам тепло и радость. Вместе мы создадим комфортабельное жилье, где вам будет по-настоящему комфортно!

Имя *:
Email *:
Код *: