Главная » Файлы » Мои файлы |
13.01.2013, 13:21 | |
МОУ «Гимназия № 46» Учитель – Калля А.Н. План открытого урока по русскому языку в 9Г классе 22.02.08. Решение лингвистических задач. (Тип урока: проблемно - развивающий.) Тема: «Усердней с каждым днем смотрю в словарь…»
Цели урока: 1)учиться решать лингвистические задачи повышенной сложности; 2)развивать языковое чутьё, умение использовать получаемые по предмету знания в нестандартных ситуациях; 3) воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока. 1. Что значит в современном русском языке слово подлинный? Объясните выбор нн. Напишите слово искусство, объясните выбор орфограммы.
Вывод: правописание этих слов объясняет этимология – наука о происхождении слов. Обращение к ней позволяет расширить знания по истории своего народа, делает ясными многие на первый взгляд непонятные моменты в языке. 3. Слово учителя о задачах данного урока. В центре внимания сегодняшнего урока именно этимология. Почему я решила сегодня взять для урока данный вопрос? Потому, что в обществе большой интерес к истокам культуры страны, к своим корням. А в основе культуры, безусловно, язык народа, который, являясь живым организмом, развивался, менялся, совершенствовался. (Об участии на республиканских олимпиадах и типах заданий в них).
2. Как вы думаете, слово льгота русское или заимствованное? А вольготный? Что может быть общего между ними? Льгота - общесл. от льга-«свобода, легкость». В диалектах известно и сегодня. Разберите слова с сегодняшней и исторической точек зрения, добавьте однокоренное с исторической точки зрения прилагательное. ( легкий)
3. В первой половине 18 века русская научная терминология ещё не устоялась. Вот пример этому. Все приведённые ниже слова являются терминами, обозначающими одно и то же понятие. Губа – недро – пазуха- синус- кривизна – отнога – заток – гольф.
Вопрос: каким словом (также встречавшимся в языке науки 18 века, но не приведенным здесь) обозначается это научное понятие сейчас? Почему стало возможным обозначение данного понятия другими терминами? (залив – часть водного пространства, вдавшаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с осн.частью водоёма)
4. Прочитайте ряд слов. Значения каких слов не понятны? (Словарная работа.)
Суженый (жених), трястись, пряжа, смутиться, жених, присяга, смеркаться, пряжка, запруженный, вприсядку, запрягать, подпруга (часть упряжи: ремень, на котором держится седло), трусцой, стяжатель, смятение, суд, присяжные (выборные судьи), сутяга (человек, который судится в корыстных целях), сумятица, сумерки. продолжение плана урока презентация к уроку | |
Просмотров: 2059 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/4 |
Всего комментариев: 0 | |