Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

«Усердней с каждым днем смотрю в словарь…»
13.01.2013, 13:21

МОУ «Гимназия № 46»

Учитель – Калля А.Н.

План открытого урока по русскому языку в 9Г классе  22.02.08.

Решение лингвистических задач. (Тип урока: проблемно - развивающий.)

Тема: «Усердней с каждым днем  смотрю в словарь…»

 

Цели урока: 1)учиться решать лингвистические задачи повышенной сложности;

                      2)развивать языковое чутьё, умение использовать получаемые по предмету знания в нестандартных ситуациях;

                      3) воспитывать любовь к родному языку.

 

                                                     Ход урока.

1.      Что значит в современном русском языке  слово подлинный?  Объясните выбор нн.

 Напишите слово искусство, объясните выбор орфограммы.

 

        Вывод: правописание этих слов объясняет этимология – наука о происхождении слов.  Обращение к ней позволяет расширить знания по истории своего народа, делает ясными многие на первый взгляд непонятные моменты в языке.

3. Слово учителя о задачах данного урока.

В центре внимания сегодняшнего урока именно этимология. Почему я решила сегодня взять для урока данный вопрос? Потому, что в обществе большой интерес к истокам культуры страны, к своим корням. А в основе культуры, безусловно, язык народа, который, являясь живым организмом, развивался, менялся, совершенствовался. (Об участии на республиканских олимпиадах и типах заданий  в них).

 

2.      Как вы думаете, слово льгота русское или заимствованное? А вольготный? Что может быть общего между ними?

                                                        Льгота - общесл. от льга-«свобода, легкость». В

                                                         диалектах известно и сегодня.                                                                                                             

Разберите слова с сегодняшней и исторической точек зрения, добавьте однокоренное с исторической точки зрения прилагательное. ( легкий)

 

 

3.           В первой половине 18 века русская научная терминология ещё не устоялась. Вот пример этому. Все приведённые ниже слова являются терминами, обозначающими одно и то же понятие.

                          Губа – недро – пазуха- синус- кривизна – отнога – заток – гольф.

      

 Вопрос:  каким словом (также встречавшимся в языке науки 18 века, но не приведенным здесь) обозначается это научное понятие сейчас? Почему стало возможным обозначение данного понятия другими терминами?

                                                       (залив – часть водного пространства, вдавшаяся в сушу,

                                                     но имеющая свободный водообмен с осн.частью водоёма)

 

 

4.            Прочитайте  ряд слов. Значения каких слов не понятны?  (Словарная работа.)

                      

                             Суженый (жених),  трястись,  пряжа,  смутиться,  жених,  присяга, смеркаться,  пряжка,  запруженный,  вприсядку,  запрягать,  подпруга (часть упряжи: ремень, на котором держится седло),  трусцой,  стяжатель,  смятение,  суд,  присяжные (выборные судьи),  сутяга (человек, который судится в корыстных целях),  сумятица, сумерки. 



продолжение плана урока


презентация к уроку
Категория: Мои файлы | Добавил: albina
Просмотров: 2059 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: